Меню сайта
Наш опрос
Какм видом каратэ вы занимаетесь
Всего ответов: 1120
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Бесплатный каталог сайтов "Мир сайтов", добавить сайт, увеличить ТИЦ, PR
Ссылки
Добавь свою ссылку
 
 


        

      

                                                                                       
 Школу Мотобу-рю («Мотобу-ха Косё-рю кэмпо-каратэ») создал легендарный окинавский боец Мотобу Тёки (1871 — 1944).

Он родился в Сюри, древней столице Окинавы, в семье влиятельного аристократа Мотобу Ясуси (или Мотобу Томура). Его отец был мастером каратэ и секретной системы боя королевской семьи Удон-тэ (или Готон-тэ). Все три его сына — Тёю (умер в 1936 г.), Тёсин и Тёки — занимались каратэ с детства. Однако основное внимание отец уделял старшему сыну и наследнику Тёю. Его одного отец обучал секретам Удон-тэ, он занимался у лучших наставников каратэ, в частности, у великого Мацумуры Сокона.

Тёки повезло меньше. Родители уделяли ему мало внимания, не заботились об образовании и воспитании. Так, он плохо знал японский язык. С ранних лет мальчик был предоставлен самому себе. Старшие братья тоже относились к нему с пренебрежением и были не прочь опробовать на младшем изученные приемы каратэ. Все это предопределило характер Тёки. Он рос замкнутым, жестоким человеком, верил только в силу и плевать хотел на общепринятые стандарты поведения.

Мотобу решил стать самым великим бойцом, чтобы никто не мог его унизить или причинить ему вред. Поскольку отец не хотел (или не мог) нанять для него учителя, Тёки стал тренироваться самостоятельно. Он часами наносил удары по макиваре (1000 ударов ежедневно), много занимался общефизической подготовкой. Довольно быстро он закалил свое тело, развил силу и прыгучесть.

Вскоре Тёки стал давать жестокий отпор всем обидчикам. Очень быстро за ним закрепилась репутация драчуна и задиры. Тогда отец, опасаясь, что из сына вырастет преступник, решил отдать его в ученики к кому-нибудь из мастеров каратэ. Первым из них оказался знаменитый мастер стиля Сюри-тэ Итосу «Анко» Ясуцунэ (1830—1915). Однако обычные тренировки его не вполне устраивали, он хотел проверять свои умения на практике. В поисках приключений Тёки отправлялся в квартал развлечений портового города Наха, кишевший пьяными матросами, ворами, грабителями, сутенерами и т.д. Драки там происходили часто, и юноша не упускал случая, чтобы участвовать в потасовках. В схватках с шайками местных драчунов он набирался опыта, проверял полученные знания, оттачивал приемы. Будучи не по годам мускулистым и обладая к тому же довольно высоким для окинавцев ростом (160 см!), Мотобу, как правило, легко одолевал всех соперников, но изредка получал и сам, нарвавшись на серьезного противника.

В додзё Итосу Тёки вел себя заносчиво, бравируя силой и опытом реальных поединков. Впрочем, здесь имелись люди, способные поставить его на место, например, сэмпай мастера Итосу, Ябу Кэнцу (1863—1937). Ябу в поединках всегда побеждал Мотобу, но подробности этих схваток нам неизвестны. Итосу Ясуцунэ относился к уличным похождениям Мотобу крайне неодобрительно. Как и большинство наставников того периода, в каратэ он видел средство самосовершенствования, укрепления духа и тела, формирования характера, а не победы в уличных драках. Поэтому после одного из уличных побоищ, окончившегося плачевно для нескольких противников Мотобу, он выгнал последнего из своего зала, навсегда закрыв дорогу назад.

После этого Тёки некоторое время занимался в додзё мастера Сакума и некоторых других сэнсэев, но отовсюду его в конце концов изгоняли. Самое большое влияние на Мотобу Тёки оказал ныне почти забытый великий мастер стиля Томари-тэ Мацумура Косаку (1829—1898). Хотя у Тёки была скандальная репутация, Мацумура согласился принять драчуна и негодника в ученики, заручившись обещанием, что тот больше не будет встревать в драки.

Однако Мотобу своего обещания не сдержал: его все время тянуло в какое-нибудь злачное место, чтобы проверить новый прием на первом попавшемся забулдыге. Кроме того, он затевал драки с бойцами разных школ. Отличаясь большой силой, Мотобу жестоко избивал своих противников, и никто не мог найти на него управы. Вскоре при первом же появлении Мотобу все бросались врассыпную и прятались по углам. В глазах большинства окружающих он выглядел настоящим монстром, и слухи о нем как о полубезумном свирепом дикаре получили широкое распространение.

Между прочим, судя по фотографиям мастера, снятым в 1920-е и 30-е годы, он отнюдь не был гигантом: он выглядит ниже некоторых своих партнеров. Зато в весе его преимущество вполне очевидно: Мотобу Тёки весил около 90 кг! Правда, все эти фотофафии были сделаны, когда ему перевалило за 50 лет и он прилично растолстел.

Стиль каратэ Мотобу Тёки

Побывав в додзё у десятка ведущих мастеров окинавского каратэ и имея за плечами колоссальный опыт уличных драк, Мотобу разработал собственный стиль ведения боя, хотя никогда не претендовал на официальную регистрацию своей школы в Бутоку-кай.

Он использовал естественные высокие стойки, часто выполнял блоки и удары без отдергивания второй руки к бедру (хики-тэ). Мотобу держал эту руку выставленной вперед для обеспечения защиты, кроме того, он считал, что из такого положения ее легче «ввести в бой». Основное внимание Мотобу уделял защите и поражению центральной линии тела. Основным его оружием были мощные удары руками, прямые (сэйкэн-дзуки) и хлесты тыльной стороной кулака (уракэн-ути), различные удары локтем, а также уколы и тычки выдвинутым вперед суставом указательного пальца (кэйкокэн, иппонкэн). Нагаминэ Сёсин утверждает, что кэйкокэн был самой любимой техникой Мотобу. По его словам, мастер отрабатывал этот удар на макиваре, нанося удары в полную силу. На основании своего огромного опыта реальных боев, он пришел к выводу, что обычный кулак в ближнем бою не всегда позволяет «уложить» противника, зато удар кэйкокэн в этой ситуации чрезвычайно эффективен.

Основную массу ударов Тёки наносил выставленной вперед рукой. В некотором смысле подобная техника была новой ддя окинавского каратэ, где традиционно переднюю руку применяли для блокировки, а задней наносили мощные удары. Мастер утверждал, что главное в бою — скорость, а поскольку передняя рука ближе к противнику, она быстрее достигает цели и посему должна атаковать.

В защите Тёки использовал приемы накрытия рук противника с «прилипанием» и переходом к контролю, применял различные захваты. Вообще захваты, судя по всему, были одним из его коньков, и он активно использовал их, чтобы «натягивать» противника на удар.

Удары ногами в стиле Мотобу играли второстепенную, но все же немалую роль. Ногами (стопой и коленом) он бил исключительно в колено, пах и живот. Эти его удары обладали большой силой. По свидетельству очевидцев, в одном из поединков он, словно спичку, одним легким «щелчком» сломал противнику ногу.

Мишенями для его ударов служили не только лицо и туловище, но также пах (одним из излюбленных приемов бойца был захват мошонки с последующим рывком, в результате которого жертва рисковала лишиться половых органов) и колени.

Характерной чертой стиля Мотобу, отличающей его от всех других стилей каратэ, был акцент на одновременном использовании двух рук, или руки и ноги. Блок и удар не разделялись на два действия, а выполнялись одновременно. За счет этого достигался выигрыш времени и внезапность контратаки.

Еще один важный момент — отработка не одиночных действий, а комбинаций. Базовые парные упражнения стиля Мотобу представляют фрагменты поединка, в котором бойцу приходится отражать комбинированную атаку противника, состоящую из ударов по разным уровням, и самому преодолевать череду его блоков.

Огромное значение Мотобу придавал общефизической тренировке. Во-первых, это работа на макиваре (напомним, 1000 ударов ежедневно). Во-вторых, силовые упражнения. Он укреплял руки традиционными окинавскими гантелями и булавами. Помимо этого, ежедневно поднимал на плечи камень весом около 70 кг. В-третьих, прыжки вверх, например, с улицы на крышу невысоких окинавских жилищ.

Несмотря на то, что стиль Тёки был ориентирован исключительно на реальный бой, он не отказался от использования ката. Среди них он особо выделял ката Найхантин (Тэкки). По сути, именно из этого ката родился весь стиль великого мастера. И в этом — специфика подхода Мотобу: он рассматривал ката не как набор конкретных приемов, а как совокупность идей. Поэтому, демонстрируя ката, он не стремился к точному воспроизведению позиций, легко менял углы, стойки, порядок действий.

Мотобу в Японии

В 1921 г. Мотобу переехал в Японию и поселился в Осака. Он был первым из окинавских мастеров каратэ, выехавших за пределы острова (Мотобу почти на год опередил Фунакоси Гитина). Однако он уехал в метрополию в поисках заработка, а не для преподавания каратэ.

Примерно через два года он познакомился с наставником дзюдо по имени Дои. На того его мастерство произвело большое впечатление, и он стал подталкивать Мотобу открыть обучение каратэ. Тогда окинавец начал давать уроки в районе городов Кобэ и Осака, однако дела у него шли неважно.

Широкую известность Мотобу обрел благодаря победе над заезжим боксером, о чем сообщил всей стране в сентябре 1925 г. популярный журнал «Кингу», имевший более чем миллионный тираж. Правда, несмотря на статью в журнале, подробности поединка неизвестны, и существуют несколько версий. В самом общем виде дело было так.

В 1921 г. в Киото приехала грулпа иностранных боксеров (предположительно, американских), которая бросила вызов всем желающим. Подобные матчи в Японии были тогда нередки. Как правило, иностранным боксерам и борцам противостояли дзюдоисты и последователи дзю-дзюцу. Публика воспринимала эти поединки с огромным интересом. Поражения японских бойцов становились причиной жесточайшего разочарования и обиды, а победа возносила их в ранг национальных героев. Именно поэтому малозначительный эпизод победы окинавского каратиста над боксером вызвал большой резонанс.

Рассказ об этом «эпическом» бое в журнале «Кингу» выдержан в традициях эпического жанра. Сначала «гады» побили «наших»: боксер запросто разделался с несколькими дзюдоистами и, обнаглев вконец, бросил вызов всем присутствовавшим. Тогда на сцену поднялся неизвестный мастер «из народа», который защитил «попранное национальное достоинство».

Как именно он это сделал, разные источники рассказывают по-разному. Журнал сообщал, что боксер рухнул без сознания, пропустив мощный удар основанием ладони в подбородок снизу вверх. Нагаминэ Сёсин, основатель школы Мацубаяси-рю и один из учеников Мотобу, утверждал, что, по собственным словам учителя, тот нокаутировал противника в 3-м раунде ударом в висок. Оята Сэйю, современный эксперт Окинава-кэмпо, говорит, что Мотобу выиграл бой ударом ноги в живот и добил его ударом ребром ладони по шее. Несомненно одно: Мотобу Тёки действительно выиграл этот бой и выиграл его довольно легко, чем поразил всю присутствовавшую публику и в одночасье стал национальным героем.

В 1927 г. Тёки переехал в Токио, где, как ему казалось, организовать обучение каратэ было проще. Однако это многообещающее место было уже занято: в Токио «трудился» Фунакоси Гитин, знакомый Мотобу еще по Окинаве. Отношения между ними сложились самые плохие. Каждый считал, что только он достоин представлять окинавское каратэ в Японии, и указывал на недостатки соперника. Фунакоси был эстет, прекрасно образованный человек, он называл Мотобу невежей, не способным осознать подлинную сущность и назначение каратэ. Мотобу именовал Фунакоси «танцором» и «игроком на сямисэне» (струнный музыкальный инструмент), ничего не смыслящим в каратэ.

Точных сведений, во что вылились «разборки» между Мотобу и Фунакоси у нас нет. По свидетельству Кониси Ясухиро, когда Мотобу и Фунакоси наконец встретились, они стали обсуждать достоинства и особенности различных приемов, при этом Фунакоси оказался совершенно беспомощным перед ударами Мотобу, который «сносил» его с ног раз за разом. Тот же Кониси рассказывает, что в каратистских кругах Токио ходили слухи, будто бы Мотобу, в конце концов, вызвал Фунакоси Гитина на поединок и разгромил его наголову. В решающий момент боя он сбил противника подсечкой на пол и мгновенно продолжил атаку ударом кулака, который остановил в нескольких миллиметрах от лица Фунакоси, наглядно продемонстрировав свое абсолютное превосходство.

Большинство историков каратэ согласны в том, что если подобный поединок действительно состоялся, победу со 100% вероятностью одержал Мотобу. За это говорит многое. Так, Мотобу имел значительное превосходство в росте (порядка 10 см) и весе. Кроме того, у Фунакоси не было никакого опыта реальных боев.

Тем не менее, Фунакоси все же удалось удержать «лидерство в каратэ» в токийском регионе. Он сумел выработать стройную систему обучения, ввел систему поясов. Кроме того, у него были очень энергичные и влиятельные друзья, например, основатель дзюдо Кано Дзигоро, бывший губернатор Окинавы адмирал Ясиро Рокуро, граф Гото Симпэй и другие. У Мотобу таких покровителей не было никогда.

Несмотря на соперничество с Фунакоси и его учениками, в Токио Мотобу все же нашел некоторую поддержку. Его ближайшим помощником и учеником стал Кониси Ясухиро. Этот человек обладал высокими данами в дзюдо и кэндо, имел собственное додзё, являлся одним из лучших учеников Фунакоси. В то же время Кониси проявлял большой интерес к сугубо прикладным аспектам боевых искусств, поэтому в его додзё часто встречались представители разных видов и стилей единоборств. Кониси был настолько восхищен реальностью боевого искусства в исполнении Мотобу, что прекратил занятия в додзё Фунакоси, навсегда получив клеймо «предателя».

Кониси сделал для пропаганды стиля Мотобу очень многое. В частности, он поселил мастера, испытывавшего большие финансовые трудности, в своем доме и стал его переводчиком. Он даже основал Общество поддержки Мотобу Тёки, организовал демонстрации окинавского бойца во многих токийских университетах, из личных сбережений выплачивал ему значительные гонорары. За это Мотобу Тёки щедро делился с ним своими знаниями.

Большую помощь мастеру оказал также его давний окинавский ученик Кокуба Косэй (Куниба Юкимори), будущий основатель Мотобу-ха Сито-рю. Как и Кониси, он предоставлял свое жилье и зал в распоряжение Мотобу. Однако Мотобу никак не удавалось открыть собственное додзё. И все же после 1932 г, во многом благодаря усилиям Кониси Ясухиро, он стал ведущим инструктором каратэ в Центральной токийской полицейской академии.

Вероятно, на склоне лет Мотобу начал ощущать нехватку систематического «образования» в каратэ и в 1936 г. решил вернуться на Окинаву, чтобы углубить свои познания в кэмпо. На Окинаве он посетил многие додзё, беседовал с мастерами разных стилей, шлифовал различные ката. Ему удалось разыскать своего бывшего сэмпая и соперника, великого каратиста Ябу Кэнцу. Ябу был уже довольно стар и давно удалился от преподавания каратэ. Их общение было непродолжительным: в 1937 г. мастер Ябу умер.

В период пребывания на Окинаве Мотобу Тёки обучал технике реального боя очень многих каратистов. Свой стиль в это время он называл «Мотобу-ха-Косё-рю-кэмпо-каратэ». Среди его окинавских учеников были такие будущие мастера и основатели ряда школ каратэ как Мияхира Кацуя (Кобаяси-рю), Канэсима Синъэй (основатёль Исиминэ-рю), Накама Тёдзо (Кобаяси-рю), Канэсима Синсукэ (основатель Тодзан-рю), Накамура Сигэру (основатель Окинава кэмпо), Титосэ Цуёси (основатель Тито-рю) и др. Если добавить к этому списку выдающихся японских учеников Мотобу: Кониси Ясухиро (основатель Синдо Дзинэн-рю), Кокуба Косэй (Куниба Юкимори; основатель Мотобу-ха Сито-рю), Нагаминэ Сёсин (основатель Мацубаяси-рю; будучи окинавцем по происхождению, он учился у Мотобу в Японии), Ямада Тацуо (основатель Нихон кэмпо), Камисима Санносукэ (основатель Кусин-рю), Мотобу Тёсэй (Мотобу-рю) и другие — становится ясно, сколь велико было влияние этого человека на развитие каратэ.

Пробыв на Окинаве несколько лет, Тёки вновь уехал в Японию, но вскоре вернулся на родину, где умер в сентябре 1944 г. от желудочного заболевания в возрасте 73 лет. По свидетельству Кониси, в последние годы жизни Мотобу стал гораздо спокойнее и рассудительнее и уже не искал возможностей проверить на ком-нибудь крепость своих кулаков.

После смерти Мотобу Тёки его японские ученики объединились, чтобы сохранить наследие мастера, которому было присвоено название Мотобу-рю. Сформировались две основные группы: додзё Сюмпукан в г. Сайтама близ Токио и додзё Дайдокан в г. Кайдзука в префектуре Осака. Последнее додзё возглавляет второй сын мастера Мотобу Тёсэй, который в настоящее время является президентом Японской
ассоциации каратэ Мотобу-рю
Поиск

             
Друзья сайта
Весь боевой интернет
       




Киокусин кан Ренмей


НОВОСТИ
                    

      
                                                                                                                                                                                                                                                                                
Copyright MyCorp © 2017
Аккаунт gadun1980